ОАЭ делает уроки ИИ обязательными с детского сада — миру следует последовать этому примеру

Классная комната в школе ОАЭ, полный детей и учителей, которые используют компьютеры и планшеты для изучения основ искусственного интеллекта.

В Объединенных Арабских Эмиратах запускается общенациональная инициатива, делающая искусственный интеллект (ИИ) обязательным предметом для всех учащихся от детского сада до 12 класса. Начиная с 2025-2026 учебного года, каждая государственная школа интегрирует уроки по ИИ в основную учебную программу. Предполагается, что частные школы также последуют этой политике в рамках национальных рекомендаций. Цель состоит в том, чтобы подготовить эмиратскую молодежь к технологическому будущему, с раннего возраста предоставляя им навыки работы с ИИ как часть более широкой стратегии по укреплению статуса ОАЭ как регионального лидера в области ИИ и цифровых инноваций.

Структура новой учебной программы по ИИ

Новая учебная программа по ИИ тщательно структурирована и дифференцирована по возрасту. Она охватывает семь ключевых областей обучения, которые вводятся постепенно по мере продвижения учащихся:

  • Основные концепции: Базовое понимание того, что такое ИИ и как он работает (вводится через истории и игры в детском саду).
  • Данные и алгоритмы: Как ИИ использует данные и основы алгоритмов.
  • Использование программного обеспечения: Практическое знакомство с инструментами и приложениями ИИ.
  • Этическая осведомленность: Акцент на технической этике, смещении и ответственном использовании ИИ.
  • Реальные приложения: Примеры ИИ в повседневной жизни и различных отраслях.
  • Инновации и проектирование: Практические проекты, стимулирующие творчество и решение проблем с помощью ИИ.
  • Политики и общественное взаимодействие: Понимание социального влияния ИИ, политических последствий и взаимодействия с обществом.

Охватывая эти области, учебная программа гарантирует, что учащиеся каждого класса изучают соответствующие возрасту концепции ИИ – от сравнения машин и людей в младших классах до проектирования систем ИИ и изучения алгоритмической предвзятости в средней школе. В последние школьные годы ученики даже будут практиковаться в инженерии промптов и моделировать реальные сценарии ИИ для подготовки к университету и карьере.

Если вы интересуетесь современными возможностями AI агентов и хотите глубже понять, как создаются и используются такие интеллектуальные системы, обратите внимание на наш специализированный курс.

Политическая мотивация и видение

Руководство ОАЭ представляет эту инициативу как стратегическое вложение в будущее нации. Министр образования ОАЭ Сара Аль Амири заявила, что внедрение ИИ на всех уровнях обучения является “стратегическим шагом, который модернизирует инструменты преподавания и поддерживает поколение молодых людей, которые понимают технологическую этику и могут создавать умные, локально актуальные решения для будущих проблем”.

Программа соответствует национальной стратегии ОАЭ в области ИИ и их видению экономики, основанной на знаниях и инновациях. Внедряя грамотность в области ИИ с раннего возраста, ОАЭ надеется воспитать местные технические таланты и уменьшить зависимость от иностранного опыта, тем самым повышая свою экономическую конкурентоспособность и технологический суверенитет на Ближнем Востоке.

Сравнение с другими регионами

Соединенные Штаты

В США нет национального мандата на учебную программу K-12 по ИИ, и образовательные стандарты в основном устанавливаются на уровне штата или местном уровне. До недавнего времени темы ИИ в американских школах были специальными – ограничивались факультативами, внеклассными кружками кодирования или инициативами отдельных учителей.

В 2025 году Белый дом издал исполнительный указ “Развитие образования в области ИИ для американской молодежи”, признавая, что “раннее обучение и знакомство с концепциями ИИ” имеют решающее значение для будущей рабочей силы. Однако это лишь рекомендации по политике и распределению ресурсов, а не обязательная учебная программа для всех школ.

Европа (ЕС и Великобритания)

В Европе растет интерес к образованию в области ИИ, но нет общерегионального мандата или единой стратегии. План действий Европейского Союза по цифровому образованию (2021-2027) поощряет страны-члены обновлять учебные программы для цифровой эпохи (включая грамотность в области ИИ и данных), но образование остается национальной компетенцией, и прогресс варьируется от страны к стране.

Финляндия стала пионером, внедрив элементы ИИ и машинного обучения в свою учебную программу средней школы. Франция и Германия пока сосредоточились на руководящих принципах и обучении учителей.

Китай

Китай признал стратегическую важность образования в области ИИ и активно интегрирует его в школьное образование. Китайское правительство объявило, что к сентябрю 2025 года все начальные и средние школы по всей стране будут включать обязательное обучение ИИ, начиная с первого класса. Официальная политика предусматривает не менее 8 учебных часов в год, посвященных ИИ для каждого ученика, с учебными программами, адаптированными для каждого уровня.

Министерство образования Китая даже разработало учебники по ИИ и готовящуюся “белую книгу по образованию в области ИИ” для руководства общенациональной реализацией.

Риски отсутствия грамотности в области ИИ

Эксперты в области образования и технологий единодушно согласны с тем, что игнорирование образования в области ИИ для следующего поколения – это рецепт долгосрочного провала – экономически, социально и даже политически.

Экономическая конкурентоспособность

Страны, которые сегодня лидируют в образовании в области ИИ, завтра будут лидировать в отраслях, управляемых ИИ. К 2030 году искусственный интеллект, по прогнозам, добавит около 20 триллионов долларов к мировой экономике. Страны, инвестирующие сейчас в рабочую силу, обученную ИИ, стремятся получить большую долю этой стоимости. Те, кто этого не делает, будут менее конкурентоспособными и могут стать зависимыми от иностранных инноваций в области ИИ.

Нарушение рабочей силы и пробелы в занятости

ИИ и автоматизация готовы резко изменить рынки труда. Без образования в области ИИ молодые люди войдут в рабочую силу, где многие традиционные рабочие места были изменены или устранены ИИ, и у них не будет навыков для адаптации. Недавнее исследование в США прогнозировало, что 12% американских рабочих мест могут быть уничтожены ИИ к 2030 году, что составляет десятки миллионов перемещенных работников.

Этическая готовность и критическое мышление

Технологии ИИ несут риски – от предвзятых алгоритмов до дезинформации – и без образования учащиеся вырастут пассивными потребителями результатов ИИ, а не информированными, критически мыслящими. Эксперты предупреждают, что школы должны учить не только тому, как использовать ИИ, но и как его опрашивать и проверять.

Глобальный призыв к действию

Масштабное внедрение ОАЭ классов по ИИ для всех классов демонстрирует, как выглядят быстрые, дальновидные действия, и это резко контрастирует с лоскутными или медленными реакциями в других местах. Это больше, чем реформа образования в одной стране – это предвестник того, насколько серьезно страны относятся к будущему.

Послание для правительств во всем мире ясно: интеграция грамотности в области ИИ с раннего школьного возраста больше не является необязательной – она так же важна, как чтение и математика в 21 веке. Неспособность действовать оставит следующее поколение неподготовленным к миру, где ИИ вездесущ.

Изучение основ искусственного интеллекта сегодня становится таким же необходимым навыком, как умение читать или считать. Если вы хотите идти в ногу со временем и научиться создавать собственные AI агенты, наш курс поможет вам освоить эти навыки быстро и эффективно.

Призыв к действию глобален: инвестируйте в грамотность молодежи в области ИИ сейчас, сделайте это частью основной учебной программы и делайте это с энергией и адекватными ресурсами. Всё меньшее рискует обречь вашу страну на заднее сиденье грядущего мира, управляемого ИИ.

Будущее пишется в коде и алгоритмах – и оно пишется в сегодняшних классных комнатах. Правительства должны обеспечить, чтобы все учащиеся, а не только привилегированные немногие, получили возможность изучать язык ИИ с самого раннего возраста.